Концепция нулевого травматизма (vision zero) про то что никто не должен подвергать свою жизнь опасности.
За годы работы в энергетике читая сводки по н/с я говорил себе «не повезло» или «нужно быть внимательней» на 100% полагая что в таком рискованном деле как наше травматизм неизбежен.
Также как автомобильные дороги обеспечивают человечеству мобильность и свободу электричество даёт людям свет и тепло. Концепция нулевого травматизма говорит, что мы не должны принимать несчастные случаи как цену прогресса.
Что в наших силах создать условия чтобы работать без травм. Это то к чему нужно стремиться на каждом предприятии.
Пример с автомобильными дорогами к тому что концепция визион зеро задумывалась для снижения количества ДТП.
В предыдущей записи по vision zero мы с тобой знакомились с предысторией и тем по каким правилам концепция внедряется на производстве.
Здесь подробно поговорим о том какой концепция была изначально, ещё только для предотвращения ДТП. И то как принципы, прекрасно работающие на автомобильных дорогах, можно адаптировать к энергетике.
Два противоположных подхода предотвращения несчастных случаев
Сколько машин должны столкнуться прежде чем перекрёсток станет регулируемым?! Также было и в энергетике – несчастный случай расследуется, а чтобы не допустить подобных н/с в будущем его обстоятельства и причины прорабатываются.
Так вот действия после «инцидента» это реактивная реакция. Концепция нулевого травматизма топит за систематическую безопасность. Она заключается в том, чтобы не ждать пока случится ДТП или травма на производстве, а систематически предупреждать условия при которых растёт риск их возникновения.
А ты задавался вопросом почему случаются производственные травмы?
Все несчастные случаи происходят из-за двух врождённым свойств человека:
- Мы уязвимы. Наше тело не может противостоять столкновению с автомобилем, падению с высоты, воздействию электрических тока и дуги;
- Мы ошибаемся. Если бы все соблюдали правила, то несчастных случаев не было бы. Но система работающая только если люди не совершают ошибок не создана для людей.
Какие есть принципы концепции нулевого травматизма
Контроль и разделение. Этот принцип предлагает проектировать дороги так чтобы либо разделять различные типы пользователей и столкновения вообще не происходили. Либо ограничивать максимальную скорость для предотвращения аварий которые могут произойти.
При этом во втором случае мало просто поставить знаки ограничения скорости – дорога должна быть спроектирована так чтобы быстрее чем положено на ней разогнаться было невозможно.
Если применить этот принцип к энергетике то, например, есть травмирующий фактор электрический ток. Чтобы не было н/c от поражения электрическим током монтёр и действующие электроустановки не должны пересекаться.
Как этого добиться?! Дистанционные переключения, работа на отключенном и заземлённом оборудовании.
Чтобы не было травм при выполнении верхолазных работ достаточно работать с АГП. Усталость и невнимательности поборем работой только в рабочее время.
Функциональная гармония. Это значит избегать функций не совместимых в пределах одного участка дороги / видов работ. Т. е. дороги разделяются по видам в зависимости от назначения. И для каждого свои требования к проектированию.
В электроустановках есть всем хорошо известное правило – не расширяй объём задания. Когда хочется сделать побольше можно не заметить как вышел за пределы рамок безопасности установленных первоначально.
Вывел в ремонт ТП 10/0,4 так и работай на ТП. Не нужно смотреть в сторону ВЛ 0,4, и уж тем более лезть на разъединитель 10 кВ.
Или для обрезки низкорослой поросли открыл распоряжение на опоры с 1-й по 32-ю значит пилим только здесь, а чтобы идти дальше готовим другое распоряжение.
Предсказуемость и простота. Люди реже ошибаются зная чего ожидать, и там где принятие решений просто.
Как в Нидерландах красный цвет дорожного покрытия обозначает велодорожку красным окрашивается привод заземляющих ножей на всех выключателях и разъединителях.
Все нормальные электрики знают что нулевая жила, она же несущая, на проводе СИП чёрная. Кто не знает тот чинит бытовую технику потребителей за свой счёт.
Да что там, ты видишь каски и спец. одежду и понимаешь что это за люди, и из какой они организации, ещё даже не разглядев логотипов и надписей.
Промухал знак? Бывает, ничего страшного – на дорожном полотне есть дублирующие стрелки указания поворота или знак уступи дорогу.
В электроустановках твоя дорожная карта это схема. При переключениях есть бланк, и диспетчер всегда на связи.
Ещё 2 принципа концепции нулевого травматизма
Простительность и стремление к ограничениям. Простительность означает что если кто-то немного оступился это не приведёт к серьёзным травмам. Стремление к ограничениям про удержание людей от нарушений которые они могут захотеть совершить.
На автомагистралях отбойники делают физически не возможным выезд на встречную полосу. На подстанциях сетчатое ограждение препятствует доступу к токоведущим частям под напряжением.
Или то как механическая блокировка не даёт включить заземляющие ножи до тех пор пока разъединитель включен.
Осведомлённость. Это о факторах находящихся за пределами проектирования инфраструктуры дорог и электроустановок. Таким как нахождение в нетрезвом виде, ведение переписки по телефону и неопытность начинающих водителей / электромонтёров.
То ли это vision zero
Познакомившись с дорожным визион зеро и пару раз прочтя методичку энергетической «zero» концепции заметил что названия одинаковые, а подход отличается.
Например в энергетике семь золотых правил концепции, а в оригинальном видение ноль 5-ть принципов. В дорожном есть проектировщик, а у нас хотят лидерства от работников.
Возможно под раскрученным мировым брендом на наших производствах стремятся привить нечто иное…
Короче, хотел разобраться в концепции, а вопросов стало только больше.
Напиши в комментариях что думаешь…
Следи за нами в социальных сетях:
Наш YouTube канал
Группа ВКонтакте
Закрытый клуб энергетиков
Всем добра.
3 ответа к “Концепция нулевого травматизма как она есть”
Есть Правила. В них все написано. А визион зеро это компиляция, выдаваемая за откровение.
Главный инженер или ответственный за электрохозяйство должны разработать инструкции по ОТ с учетом местных особенностей, которые и будут визион зеро.
Не плодите сущности
Главный инженер правила знает — это понятно. А представьте монтёра который только что устроился и первый раз читает правила. У него в голове будет один шум. Поэтому на предприятии нужна система попав в которую «новичка» постепенно введут в курс дела да так что вскоре он кому хочешь за правила объяснит
Думаю такое системное решение, как организация работ, чтобы электромонтер не соприкасался с электрическим напряжением, уже даст колоссальный эффект в снижении травматизма, даже без внедрения всего остального.