У визион зеро благие намерения – сохранение жизней и здоровья.
Вот уже 2 года наблюдаю за тем как всё больше энергетических предприятий заявляют о приверженности концепции.
Одновременно с этим вижу что травм на производстве меньше не становится.
Значит ли это что vision zero не работает?! Быть может нужно больше времени, или дело вовсе не в концепции.
Визион зеро очередной забугорный комплаенс
С таких слов начинался один из комментариев этого сайта. И я подпишусь под каждым словом…
Комплаенс – это система самоконтроля в организации. И да, концепция зарубежная.
Лично мне было досадно то, что у нас насаждается чья-то система вместо того, чтобы наладить уже существующую.
С недоверием относиться ко всему новому это профессиональная черта энергетиков. Проверять, и перепроверять, прописано у нас в ДНК.
Именно поэтому данная заметка подвергает критике концепцию визион зеро.
Твоё развитие как специалиста зависит от того насколько у тебя широкий круг общения в профессиональной среде.
Если говоришь о работе только в бригаде, то будешь знать 1-2 способа выполнения какой-то производственной задачи.
Когда ты ездишь по командировкам, на соревнования, ищешь информацию в интернете, тогда у тебя будет 20-ть решений для каждой из задач.
Поэтому какое тебе дело как называется концепция. Абстрагируйся от её происхождения.
Важно только то, как она поможет тебе делать твою работу быстрее, качественней, безопасней.
Почему семь золотых правил концепции визион зеро, а не 25-ть
В клубе vision zero есть правила. Но почему их семь, а не семнадцать, или двадцать семь?! Классные ведь числа…
Концепция нулевого травматизма с автомобильных дорог говорит что правил пять. У тебя может быть своё любимое число.
Я это к тому что нам не составит труда выдумать ещё парочку правил к уже существующим. Например, правило последовательности. Предлагай свои варианты в комментариях.
И по моему семь это слишком много. Пока ты дочитаешь до последнего первые пять забудутся.
Вот есть же в энергетике три главных правила:
- Отключи;
- Проверь;
- Заземли.
Это легко запоминается. В этих трёх словах скрыта вся суть работы в электроустановках.
Эта истина как народный фольклор передаётся от монтёра к монтёру. А в официальных правилах пунктов уже шесть.
Если копать глубже, то есть разница какой коммутационный аппарат ты отключаешь, где проверяешь отсутствие напряжения (на ВЛ или в РУ), устанавливаешь переносное заземление или включаешь заземляющие ножи.
Короче, три простых правила развёртываются в 333 – это то чем меня зацепили правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Кто главная движущая сила концепции?
Дорожная концепция нулевого травматизма говорит о некой высшей силе в лице проектировщика, который предугадывает опасные места, и опираясь на принципы концепции, проектирует дороги так чтобы ДТП были невозможны.
На производстве концепция рассчитывает на вовлечённость самих работников.
Инженеры по охране труда давно ломают голову над тем чтобы работяги перестали биться. «Столько делается для безопасности: приобретаются СИЗЫ, спец. одежда, техника!» – а несчастные случаи продолжаются.
Но, кто лучше знает участок если не люди которые на нём работают? Визион зеро спрашивает о том, что НАМ нужно для безопасного производства работ.
Выявить лучший опыт линейных бригад, оформить его в виде памяток и производственных инструкций. Далее распространить на все подразделения – это и есть vision zero.
К слову, для дорожного движения есть механизмы пользуясь которыми пешеходы и автомобилисты могут сделать пешеходный переход или установить знак на дороге.
Как анализировать эффективность концепции?
Иными словами, как посчитать травмы которые не произошли…
Можно регулярно проводить мероприятия по концепции, но травматизм в отрасли останется на прежнем уровне, или даже возрастёт.
Это может быть связано с интенсивностью труда. Т. е. изменились начальные условия – работников осталось прежнее количество, а работы прибавилось.
Количественные и качественные показатели безопасности на рабочих местах под контролем у СУОТ (системы управления охраной труда).
Но нам с тобой не нужны алгоритмы, коэффициенты и формулы чтобы понимать, что когда монтёры задерживаются на работе, в ночь и по выходным выезжают на устранение аварийных ситуаций, то люди меньше отдыхают.
С накоплением усталости растёт риск ошибок и несчастных случаев. В одном старом фильме было сказано: «Работать надо в рабочее время, а выходные для семьи!»
Визион зеро внедрили – что дальше?!
Мало издать приказ о том, что с понедельника у нас в организации vision zero. Недостаточно даже ознакомить с ним персонал под роспись.
Это концепция которой должны придерживаться на всех уровнях – как работники так и руководители.
Нужно переходить от «палочной» системы проверки рабочих мест к разъяснению безопасных приёмов работы.
Даже при таком грубом нарушении как отсутствие заземления на рабочем месте не спрашивать с бригады «почему вы не поставили ПЗ!»
Правильно будет разобраться в истинных причинах того почему люди игнорируют меры безопасности.
Взаимопонимание между работниками и руководителями одно из важнейших условий безопасной работы в энергетике.
Следи за нами в социальных сетях:
Наш YouTube канал
Группа ВКонтакте
Закрытый клуб энергетиков
Всем добра.