Электрозарядные станции для электромобилей – это будущее! Осталось только разобраться в том, какое оно будет, светлое или тёмное?..
Чтобы подключить одну электрозарядку нужна мощность от 60 до 150 кВт. Т. е. целая трансформаторная подстанция работает на то, чтобы одновременно зарядить 1-3 электромобиля.
Разумеется речь идёт о «быстрых» зарядках. Зарядные станции, к которым счастливые обладатели электромобилей, подключают свои машинки дома в аппетитах поскромнее. Но, и для полного заряда авто, такой «медленной» станции потребуется чуть ли не вся ночь.
Раскрываем тему электрозарядных станций, выясняем как часто они теперь будут встречаться в городском пейзаже, и каковы риски их повсеместного распространения.
Зачем электромобилям электрозарядные станции, чем быстрые отличаются от медленных
Статистика говорит, что с начала 2025 года Российские дороги колесит 60 тысяч электромобилей. Треть из них в Москве и области. Чтобы рядовой электромобилист мог преодолеть точку не возврата нужна подзарядная инфраструктура в масштабах страны.
Так по маршруту от Москвы до Сочи, на расстоянии в 1700 километров, электрозарядные станции для электромобилей нужны каждые 200 километров – это минимум 9 штук.
В путешествии время одной зарядки определяющий фактор. Раз в 3-4 часа дороги можно позволить себе остановку на 30 минут. Пока исчезают заготовленные из дома бутерброды с чаем электромашина зарядится, и снова в путь.
Быстрые и медленные зарядки различаются по роду тока – AC или DC. Но причём тут переменный ток, если мы знаем, что аккумуляторы заряжают постоянным?!
Потребляя переменный ток от сети быстрые зарядные станции преобразуют его в постоянный и, по силовым кабелям, подзаряжают им аккумуляторы электромобиля.
Медленные зарядные станции передают в электромобиль переменный ток, который пройдя через преобразователи самой машины становится постоянным.
Когда преобразователь тока вынесен за пределы автомобиля, он не ограничен в габаритах и потребляемой мощности, за счёт чего и обеспечивается высокая скорость заряда.
Как безопасно эксплуатировать электрозарядные станций
Пока что электрозарядные станции ещё диковинка, но думаю в ближайшее время мы увидим ряд законодательных актов регулирующих эту тему.
Однако они не являются исключением, и подчиняются всё тем же нормам и правилам, что и любое другое энергетическое оборудование. Для безопасной эксплуатации рекомендую подбирать зарядные станции по следующим критериям:
Первое. Наличие типовой проектной документации, в которой прописаны размеры фундамента для установки зарядки, система заземления чтобы обеспечить электробезопасность, устройства защитного отключения, марки и сечения силовых кабелей для подключения к от трансформаторной подстанции.
Второе. Грамотное обслуживание. На электрозарядных станциях нет заправщиков. Электрокаролюбитель платит через приложение, и сам подключает пЫстолет. Также дистанционно происходит и опрос технического состояния зарядки.
Третье. Обязательное условие это диагностика электромобиля зарядной станцией прежде чем по проводам пойдёт ток. В случае неудовлетворительного тех. состояния в заряде отказать, сообщить адрес ближайшего сервиса.
Четвёртое. Контроль состояния изоляции автомобиля и электрозарядной станции в процессе подзарядки. Также как трансформаторные подстанции зарядные устройства устанавливаются на воздухе, вблизи проезжей части. Это значит что их греет солнце, обливает дождём, заметает пылью, может врасти хмель и т. д.
Сюда же включим пункт об обесточивании электрозарядки в случае несанкционированного деблокирования дверей. Бонусом будет сигнализация и видео регистратор.
Пятое. Контроль нагрева контактных соединений. При больших токах на контактах может происходить нагрев сверх нормы. Особое внимание месту где электромобиль соединяется с зарядным устройством.
Поэтому так важен контроль температуры контактов в реальном времени, а при превышении параметров предусмотренных заводом изготовителем автоматическое отключение зарядной станции.
Шестое. Программное обеспечение и электроника подзарядки отечественного производства. Оборудование должно соответствовать требованиям информационной безопасности. Это тебе не Ютуб, попробуй ещё найди VPN.
Седьмое. Использование только свободной мощности. Электрозарядные станции могут быть установлены у ТЦ, кинотеатра, на АЗС и т. д. Род деятельности этих объектов не связан с электрокарами – зарядки здесь крутая имиджевая история, и ещё один магнит для клиентов.
Но станции для заряда электромобилей эгоистичный потребитель. Чтобы это не шло во вред основной деятельности нужно предусмотреть устройство, которое будет отдавать зарядкам только невостребованную энергию.
Какие перспективы у электрокаров и зарядных станций
Электромобили за всё хорошее. Сделать города экологичными – ещё предки об этом думали. Именно поэтому в городах так много троллейбусов и трамваев. В наше время электробусы постепенно вытесняют автобусы.
Однако за каждый глоток свежего воздуха в городе мы платим большим количеством сжигаемого топлива на электростанции. Добыча полезных ископаемых необходимых для производства аккумуляторов тоже пыльная работёнка. И на заводах где производят электромобили конвейер отнюдь не мёдом смазан.
Закон сохранения энергии в действии: если где-то убыло, то обязательно где-то прибудет. Кардинально экологические проблемы электромобили не решат.
Мне же как энергетику было бы интересно видеть у себя на участке в паре населённых пунктов по одной такой зарядочке. Но если их будет штук десять, то это уже проблема…
А если электрозарядные станции заполонят район – одно дело тех. условия получить, и выполнить монтаж. Вопрос: успеет ли адаптироваться сеть 6-10, 35, 110 и выше кВ к растущим запросам мощности?
Это как раз то, о чём говорил в записи про перегрузки в электроустановках. Пример на слуху – блэкаут Испании.
Но владельцам электрокаров не о чем беспокоиться. Они всегда смогут обеспечить свой дом электричеством от электромобиля.
Следи за нами в социальных сетях:
Наш YouTube канал
Группа ВКонтакте
Закрытый клуб энергетиков
Всем добра.