О том, какими бывают повреждения на воздушных линиях электропередач была запись. В ней перечислено 2 десятка разных повреждений, и про то, как искать замыкание на землю в сети 6-10 кВ.
Идея в том, чтобы собрать всевозможные повреждения в одной записи. Обладая этим знанием ты сэкономишь 1001 ночь хождения с фонариком под дождём, или снегом. Потому что эту работу уже проделали поколения энергетиков до тебя.
За годы с написания первой статьи, эта коллекция, пополнялась причинами аварийных отключений. Дополнений собралось на новую запись.
Повреждение высоковольтной кабельной муфты
Не редки места где воздушная линия проложена кабелем. Строительство «воздушки» дешевле чем кабельной трассы. Но есть нюансы где кабель необходим.
Обычно кабельные вставки встречаются на выходах КРУН 6-10 кВ подстанций (или РП) до первых опор, на ответвлениях от ВЛ 6-10 кВ до ТП 6-10/0,4 кВ.
В городах, и густо застроенных населённых пунктах, ВЛ по нескольку раз может переходить в КЛ и обратно. А также, переходы под железными дорогами и автомагистралями могут быть через кабельную вставку.
По обеим сторонам вставок концевые кабельные муфты. Выход из строя такой муфты сложно обнаружить, потому что она находится на высоте 6-10 метров от земли.
Если у тебя на участках КВЛ 6-10 кВ есть старые свинцовые муфты, то факт её повреждения это одно из того, что нужно исключить прежде всего.
Кабельные муфты на открытом воздухе подвержены воздействию солнца, влаги, загрязнению. Воздействие окружающей среды делает муфты тонким местом в надёжном электроснабжении.
Поскольку на 100% без муфт обойтись нельзя то, чтобы ускорить поиск повреждения и локализацию аварии с обеих сторон кабельной вставки нужны коммутационные аппараты: на ВЛ это разъединитель, в ТП выключатель нагрузки (ВНА).
Какими бывают повреждения на воздушных линиях электропередач 6-10 кВ проводом СИП-3
Думаю у тебя, как и у меня, были случаи когда всё пять раз проверил, а где прячется повреждение найти не получается.
Высоковольтный самонесущий изолированный провод СИП-3 часто применяют при строительстве новых и реконструкции существующих ВЛ 6-10 кВ. Он в разы надёжнее голых алюминиевых проводов со стальной жилой. Но когда с ним возникают проблемы найти повреждение это тот ещё квест.
Как-то раз, на анкерной опоре, где ВЛЗ 10 кВ поворачивает под 90 градусов, шлейф провода СИП-3 задуло ветром под выпирающий проводник заземления от траверсы к заземляющему опуску.
На бригадном автомобиле несколько раз проезжали мимо и не увидели. Потеряли много времени. И только, уже по темноте с фонариком, пристально разглядывая каждую опору нашли эту соплю.
Как устройства которые должны защищать от грозы становятся причиной аварий
Разрядники – это защита от грозовых перенапряжений.
В ТП 6-10/0,4 кВ это РВО-10, или ОПН-10. На ВЛЗ 6-10 кВ применяют разрядники РДИП и РМК.
От попадания молнии, по сроку службы, или другой причине они могут выйти из строя. Тем самым став причиной аварии.
На ТП 6-10/0,4 кВ для локализации аварии достаточно отключить разъединитель ТП. Дальше хорошо если разрядник смонтирован так, что после выполнения технических и организационных мероприятий его легко исключить из схемы и заменить на новый.
У РДИП и РМК при монтаже могут быть не правильно выбраны искровые промежутки, или они изменились со временем. Поэтому в отпайки с разрядниками на ВЛ 6-10 кВ обязателен разъединитель.
Как быть когда н/в вывода в ТП 6-10/0,4 кВ проходят через в/в отсек
Есть такое требование безопасного выполнения работ, что когда н/в вывода ТП 6-10/0,4 кВ до первых опор отходящих фидеров проходят через высоковольтный отсек, для работы, даже на одной из линий 0,4 кВ, нужно вывести в ремонт всю ТП 6-10/0,4 кВ.
Это обусловлено тем, чтобы в случае повреждения изоляции в высоковольтном отсеке высокое напряжение не пришло туда где работает бригада.
Точно также не допустимо чтобы 6 или 10 кВ оказались в розетках потребителей. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы выводов 0,4 кВ не было в высоковольтных отсеках всего закреплённого за тобой оборудования.
Ещё пара советов при поиске повреждения на воздушных линиях
При осмотрах ловил себя на мысли что осматриваю линию только на опорах. Казалось бы логично, здесь повреждения чаще всего – вязка слетела, изолятор разбит и т. д. А мимо чего-то серьёзного, как обрыв провода или падение дерева, не пройдёшь.
Весь путь от опоры до опоры занят тем, что смотрел себе под ноги. Но правильно будет поглядывать в каждый пролёт! Ведь там, например, из провода может выплестись жила, которая перемыкает собой соседний провод.
Ты наверное уже где-то слышал что начинать нужно сначала, а работу делать от начала и до конца.
Применительно к осмотру ВЛ 6-10 кВ это следует понимать так, что когда нашёл повреждение не нужно сразу ехать выводить в ремонт линию и приниматься за восстановление. Досмотри выделенный участок до конца – вдруг здесь есть ещё повреждения.
Это будет быстрее и безопасней чем несколько раз выводить в ремонт и вводить в резерв линию. На моей практике был случай обрыва вязок по линии 10 кВ в двенадцати местах. При чём все на среднем верхнем проводе.
Раньше, когда поиск повреждения затягивался это вызывало у меня негативные чувства. Авария не входила в план на день, приходилось задерживаться на работе, люди без электроэнергии.
Сейчас я жажду такие случаи, потому что найдя повреждение которого ещё не встречал моя копилка опыта станет весомей.
Поэтому если у тебя были случаи о которых не сказано в обоих статьях опиши их в комментариях. Мне и нашим коллегам будет полезно знать всё о том, какими бывают повреждения на воздушных линиях электропередач.
Следи за нами в социальных сетях:
Наш YouTube канал
Группа ВКонтакте
Закрытый клуб энергетиков
Всем добра.
Один ответ к “Какими бывают повреждения на воздушных линиях электропередач 6-10 кВ”
Был интересный случий прошитого опорного изолятора неподвижного ножа РКТП(видимых следов утечки на нём так и не нашли, с виду как новый, а «землю» в сети даёт… ) Ох и крови попил, не один день искал я его…