Выключатель нагрузки автогазовый (ВНА) служит для коммутации номинальных токов высоковольтного оборудования.
С токами короткого замыкания должны работать плавкие предохранители трансформаторов, либо выключатели в голове линии.
Благодаря своей простоте, габаритам, доступности выключатели ВНА часто встречаются в электроустановках сети 6-10 кВ.
Понимать принцип действия, разобраться в особенностях эксплуатации, и много чего ещё, ты сможешь прочитав эту запись.
Почему выключатель нагрузки автогазовый?
Автогазовым, или газогенерирующим, выключатель называется, потому что гашение дуги происходит под потоком газов.
Катализатором для потока газов является электрическая дуга, возникающая при оперировании выключателем под нагрузкой.
Дугогасительная камера находится на неподвижном контакте. Внутри неё есть вкладыш из специального материала, горение которого и обеспечивает поток газов гасящих дугу.
Вкладыш может быть изготовлен из мочевиноформальдегидной смолы, полиметилметакрилата или вулканизированной фибры.
Устройство выключателя нагрузки ВНА
Важно то, что ВНА это выключатель с двумя парами контактов на каждом из полюсов.
Первая пара контактов ножевого типа используется для гашения дуги и представляет собой подвижный серповидный контакт, и неподвижный с дугогасительной камерой.
И вторая, задача которой держать рабочие токи и обеспечивать надёжное контактное соединение.
В автогазовом выключателе нагрузки интересно то, что одним приводом включаются сразу две пары контактов.
Сначала срабатывают контакты с устройствами гашения дуги, и чуть с отставанием идут рабочие контакты.
Обе пары контактов это единая система в которой одно без другого никак.
Так дугогасящая пара контактов не сможет обеспечить длительного удержания номинальной нагрузки. А без устройства гашения дуги этот выключатель будет как разъединитель.
Ещё выключатель нагрузки автогазовый имеет заземляющие ножи.
Также есть механическая блокировка, которая не даст включить ЗН на включенный выключатель, и наоборот – включить ВНА на заземляющие ножи (но, если приложить усилия её можно и сломать).
Выключатели устанавливаемые перед силовыми трансформаторами в ТП дополнительно комплектуются блоком с предохранителями ПКТ.
Для чего служит выключатель нагрузки
Благодаря своей модульности выключатель нагрузки автогазовый может служить для различных задач, например:
- В проходной ТП для перевода питания с одной линии на другую;
- В двух и более трансформаторных подстанциях как секционный выключатель нагрузки;
- Чтобы отключать номинальные токи нагрузки трансформаторов.
Какой недостаток имеют автогазовые выключатели нагрузки
Предками ВНА являются легендарные коммутационные аппараты ВН-16 и СР-10.
Если у тебя на участке есть проходная ЗТП, то 95% что по паре ВН-16 и СР-10 в ней будет. Настолько широко, совсем недавно, они применялись.
Выключатель нагрузки ВНА собрал в себе всё лучшее от них обоих. Однако у него есть и недостатки:
Первое. Мне встречались ТП на которых при отключенных ВНА двери не закрывались. Это может быть из-за плохо отрегулированного привода выключателя, или короткой тяги.
Конечно, это лечится. Но операм столкнувшимся с чем-то подобным исправлять это по факту никак. При этом и двери в ТП открытыми бросать нельзя.
Второе. У ВНА тонкая настройка. При ТО, или ремонте, стоит пошевелить подходящие шины и выключатель перестанет нормально срабатывать.
А ситуация, когда у тебя на выключателе 2 ножа вышли, а один остался включенным очень ОПАСНА!
Третье. На выключателе ВНА много мелких гаечек и болтиков. При монтаже и регулировке легко «слизать» резьбу. Серповидный нож – складывается такое ощущение будто его сквозняком погнёт – настолько он тонкий.
По-моему, оборудование 10 кВ должно быть мощным, весомым. Ведь тяжёлый это синоним надёжный.
Четвёртое. ВНА с ходу не отрегулируешь. При обращении с этим выключателем нужен СКИЛ. Когда сотню таких смонтируешь, то будешь что-то понимать.
В целом всё недостатки обнаруживаются и устраняются в процессе наладки до пуска оборудования в работу.
За 2 года эксплуатации тех нескольких ВНА что есть у меня на участке проблем с ними не было.
Понимаю, что 2 года такой себе срок. Поэтому дополни эту запись своим мнением в комментариях.
Мне бы было интересно почитать различные внештатные ситуации с этими выключателями, и про их решение.
Эта информация поможет мне в эксплуатации моих ВНА, и будет полезна коллегам, которые прочтут эту статью.
Всем добра.